Коленда Виктор Константинович

Виктор Константинович Коленда родился 13 сентября 1872 года в селе Выкса Нижегородской губернии в семье заводского врача. Окончил Московский университет (медицинский факультет). Обучаться живописи начал довольно поздно: сначала (до 1899 года) в Москве у К.А. Коровина и В.А. Серова, затем (до 1901 года) в Париже у Ж.П. Лоранса.
В 1897 году Коленда, дебютируя на выставочном поприще, принял участие в художественной выставке – XVII периодической выставке картин МОЛХ (Московского Общества Любителей Художеств), и вплоть до 1906 года являлся регулярным участником всех мероприятий Общества.
В ноябре 1909 года В.К. Коленда и его собрат по цеху И.О. Дудин организовали уже собственную экспозицию – в помещении широко известного Литературно-художественного кружка (дом Востряковых на Большой Дмитровке). Ее особенностью стало то, что здесь были представлены работы только тех художников, которые не входили в какие-либо объединения и союзы. В результате среди экспонентов оказалось много знаменитостей: П.П. Кончаловский, Г.И. Нарбут, Д.И. Митрохин, С.В. Герасимов и другие.
Особо следует сказать о В.К. Коленде как о театральном художнике. Начал он оформлять постановки в 1902-1903 годах в Нижегородском городском театре (антреприза Д.И. Басманова) – пьесы А.Н. Островского и А.М. Горького. В 1904-1907 годах Виктор Константинович работал в Драматическом театре В.Ф. Комиссаржевской. Сохранилась рукопись его воспоминаний о тех временах. Коленде действительно было что вспомнить: «Дачники» и «Дети солнца» А.М. Горького, «Чайка» А.П. Чехова, спектакли В.Э. Мейерхольда 1906-1907 годов; в числе последних – пьеса «Жизнь человека» Л.Н. Андреева, где Коленда воплотил разработанную Мейерхольдом оригинальную «световую» концепцию: впервые на русской театральной сцене свет выступил в качестве «архитектора пространства».
Потом были московский Малый театр (1907), киевский театр Н.Н. Соловцова (1910), Русский драматический театр Ф.А. Корша (1911) и Введенский Народный дом (1913) в Москве. В 1912 году Коленда участвовал как сорежиссер и оформитель в постановке «Двойной игры» М. Беринга в лондонском театре «Kingsway».
Виктор Константинович принадлежал к когорте художников-реалистов. Не потому ли в начале 1920-х годов, когда в живописи господствовали, с одной стороны, ЛЕФ (Левый Фронт Искусств), а с другой – «ура-пролетарский» АХРР (Ассоциация Художников Революционной России), руководство Московского Коммунального Музея стало заказывать ему картины с видами Москвы. Доподлинно установить причину, по которой заведующий музеем П.В. Сытин избрал Коленду – не очень-то известного пятидесятилетнего театрального художника, – сегодня вряд ли удастся. Возможно, Сытин знал его интереснейшие работы 1915-1917 годов, изображавшие провинциальные архитектурные памятники. Так или иначе, стены музея, располагавшегося сначала в доме N 3 по Театральному проезду, а с 1926 года – в Сухаревой башне, украсили акварели Коленды «Сухаревка перед ее ликвидацией. Лето 1924 года» (позже воспроизведена в книжке Сытина «Сухарева башня». М., 1926), «Вид ворот Александровского сада с перспективой на Б. Никитскую улицу вечером», «Движение в Театральном проезде и на Свердловской площади в 1924 году» и многие другие. На них были запечатлены не только памятники архитектуры, но и московские новостройки – например, здание газеты «Известия» (1927) или Министерства легкой промышленности (1933).
Во всех своих работах Коленда стремился к фотографической точности изображения – вплоть до примет времени: люди, одетые по тогдашней моде, городской транспорт, реклама 1920-х годов… Присутствуют здесь и архитектурные достопримечательности, вскоре утраченные. Так, на акварели, представляющей собой вид Кремля из-за Большого Каменного моста, справа виднеется Николаевская часовня.
До революции цветные иллюстрации на почтовых открытках были делом обычным, являя собой иногда раскрашенные фотографии, иногда – репродукции живописных произведений. В 1920-х годах в цвете выпускались главным образом открытки агитационные. Лишь в 1925 году в Москве появилась цветная почтовая карточка с изображением деревянного мавзолея. А вот виды «новой Москвы» на протяжении почти десятка лет выходили исключительно однотонными, и почти до середины 1930-х всю эту «серость» разнообразила лишь серия из дюжины цветных открыток, исполненных художником Виктором Константиновичем Колендой.
Часть приобретенных музеем акварелей В.К. Коленды и была позднее воспроизведена на почтовых открытках. Первые шесть из них под общим названием «Москва революционной эпохи» выпустило в 1928 году издательство Московского коммунального хозяйства (которому, кстати, принадлежал и Коммунальный музей). Хотя тираж отпечатали немалый – 60 тысяч экземпляров, раскупили его буквально за месяц. Вскоре вышли еще шесть видов, и в дальнейшем эти двенадцать открыток переиздавались неоднократно. Известный москвовед П.Н. Миллер в своей рецензии на самую первую серию (опубликована в журнале «Московский краевед») положительно отметил работу художника, которому особенно удалась «игра теней и удивительное изображение воздуха», критические же замечания касались комментариев на оборотной стороне, грешивших неточностями (надо отметить, что при дальнейших переизданиях комментарии были несколько изменены).
Некоторые из картин Коленды, созданных позднее, также появлялись на почтовых карточках – например, акварель 1930 года, изображающая старое здание Московского университета.
1926 год был отмечен последней театральной работой Виктора Константиновича: он оформил для Малого театра комедию «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, поставленную режиссером С. И. Ланским. Кстати, к выпущенной двумя годами ранее книге «Сто лет Малому театру» на отдельных листах прилагались зарисовки интерьеров Малого, выполненные Колендой.
В 1927 году В. К. Коленда вошел в образовавшуюся тогда «Группу 22», объединившую московских художников различных направлений. «Группа» провела в апреле-мае единственную выставку в Петровском пассаже и вскоре распалась. Вообще период 1929-1932 годов был характерен такими вот бесконечными созданиями, реорганизациями и распадами всевозможных творческих сообществ. Вскоре Коленда оказался в составе группировки под названием «Искусство – социалистическому строительству» (ИССТР), основанной бывшими членами объединения художников-реалистов (ОХР) и объединения «Московский салон». В июле 1932-го они провели выставку, в которой участвовал и Коленда. Однако в том же году почти все подобные художественные союзы, согласно постановлению ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», были ликвидированы.
Участвовал Виктор Константинович и в театральных выставках: в память 100-летия со дня рождения (1923) и 50-летия со дня смерти (1936) А.Н. Островского; «Десять лет работы» Малого театра (1927); «Горький и театр» (1937).
С 1934 г. преподавал живопись во Всероссийской академии архитектуры. Профессор.
Последней для Коленды стала выставка изобразительного искусства западных областей Украины и народного творчества гуцулов (1940).
Известны 12 работ В. Коленды нижегородской тематики, написанные в 1902–1908 гг. Два пейзажа с видами Н. Новгорода приобретены НГИАМЗ.
Художник бывал в Выксе. В 1929 г. к открытию Дома Культуры металлургов для праздничного концерта написал декорации. Известны и его выксунские этюды. После смерти художника его дочь подарила музею Выксы десять работ отца: «Старый Выксунский рынок», «Верхневыксунский переулок», «Задворки», «Парк», «Весенний этюд», «Дом Баташовых», и др.
До самой смерти Виктор Константинович жил в Армянском переулке. В доме, где была его коммуналка, ныне разместился один из отделов посольства Республики Беларусь.
Преподавал во Всесоюзной Академии художеств.
Умер 28 февраля 1945 года в Москве.
Урна с прахом в 18 (закрытом) колумбарии Донского кладбища.

Литература

Портреты:

Серия открыток Москва революционной эпохи:

Яндекс.Метрика